Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В мировом образовательном процессе определяются тенденции, свидетельствующие о значимости проблемы в контексте общей и педагогической культуры. Это обуславливает разработку новых подходов к обучению и воспитанию детей, основанных на идеях природосообразности и иидивидуально-личностного развития. Реформирование системы специального образования в России требует разработки для детей с особыми образовательными потребностями новых эффективных методов коррекционного обучения, отвечающих современным научным знаниям о нормальном и дизонтогенестическом развитии. В частности это касается дошкольников с задержкой психического развития. Развитие устной речи у дошкольников с задержкой психического развития - один из важнейших разделов коррекционной педагогики по формированию личности ребенка с задержкой психического развития и последующего включения его в социум.
Данные современных психолингвистических, психологических и педагогических исследований (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, М.И. Лисина, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, В. С. Мухина В. Н. Тарасун. Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют, что нарушения устной речи у детей с задержкой психического развития входят в структуру дефекта, носят системный характер, проявляются несформированностью вербальных и невербальных средств речи, то есть имеют явное недоразвитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической его сторон. Лексико-грамматический недоразвитие предполагает работу над словарным запасом, грамматическим строем речи и связной речью, а фонетико-фонематическое недоразвитие преодоления недостатков произношения звуков, формирование слоговой структуры слова, фонематических процессов, просодической стороны речи и др.
Перед воспитателями и логопедами стоит задача научить ребенка с задержкой психического развития пользоваться устной речью как средством общения, орудием мышления.
Несформированность коммуникативной функции речи обостряет вопрос социальной адаптации старших дошкольников с задержкой психического развития и требует разработки системы коррекционных занятий по формированию связной монологической речи, чем и обусловлен выбор темы исследования.
Цель исследования. Изучить проблему состояния монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и экспериментально доказать эффективность логопедической работы по формированию смыслового программирования речевого высказывания.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: технология обследования связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что дошкольники с задержкой психического развития имеют неодинаковый уровень сформированности монологической речи, но в большинстве случаев фиксируются значительные нарушения программирования текста. Поэтому ключевым аспектом логопедической работы по развитию монологической речи у старших дошкольников задержкой психического развития является формирование смыслового программирования речевого высказывания на примере рассказов по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть монологическую речь как элемент связной речи старших дошкольников и описать своеобразие ее развития у детей с задержкой психического развития.
2. Проанализировать основные характеристики монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Провести серию логопедических занятий по развитию монологическая речь старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Монологическая речь как элемент связной речи старших дошкольников
В течение последнего десятилетия в центре внимания многих исследований является развитие связной речи. Язык - явление общественно уникальное - выступает средством общения, познания и воздействия, центром духовной культуры народа, основной формой проявления национальной и личностного самосознания.
Как известно, на развитие связной речи влияет много факторов: речевая среда, общение со сверстниками, слушание радио- и телепередач, просмотр видеофильмов и т.д. Однако, решающее значение в формировании такого качества, как связная речь, имеет учебный процесс, поскольку связная литературная речь - «продукт целенаправленного систематического обучения» (Л. А. Варзацкая, М. С. Вашуленко, А. П. Канищенко, Т. А. Ладыженская. Н. Ф. Скрипченко, А. Я. Савченко, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева).
Природа связной речи, механизмы порождения связного высказывания рассматривались в трудах многих исследователей: Д.Баранника, Е.Бариновой, Л.Выготского, Д.Эльконина, Костюка, Г.Леушиной, Леонтьев, О.Лурии, С.Рубинштейна, И.Синицы Ф.Сохина, Л.Щербе. Ученые исследовали разновидности и особенности развития связной речи у детей (диалогической и монологической; ситуативного и контекстного). Д. Богоявленский, Л.Выготский, Костюк,О.Лурия, Н.Менчинська, С.Рубинштейн, Ушинский, Е.Соботович, В.Тарасун доказали взаимосвязь и единство процессов мышления и речи.
В зависимости от характера и содержания общения различают диалогическую и монологическую речь. Под диалогической речью понимаем коммуникативный акт, в котором имеет место изменение ролей говорящего и слушающего. Он происходит в определенной ситуации. Ситуация общения включает в себя обстоятельства, в которых протекает разговор [36, c. 48].
В языковедческой науке вопрос диалогической речи исследовалось такими учеными, как Г. А. Баринова, В. А. Бухбиндер, Т. Г. Винокур, Н. В. Володина, Т. С. Дученко, Н. В. Шведова, Л. В. Щерба и др.
Монологическая речь в психологическом и лингвистическом отношениях - более сложная форма устной речи, поскольку это речь одного лица к слушателям, она более развернутая, требует сосредоточенности памяти и внимания к содержанию и форме речи. Монолог не поддерживается ситуацией или вопросами, в отличие от диалога, он в основном адресован не одному человеку, а многим. Монологическая речь, как речь одного человека, требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных частей текста, умение говорящего сосредоточить свое мнение на главном, не увлекаться деталями, одновременно высказываться эмоционально, живо, образно. В монологической речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Конструирование и развертывание монолога опирается на механизм опережающего синтеза. Именно поэтому, формируя у старших дошкольников навыки и умения строить рассуждения, необходимо учить их заблаговременно находить необходимые слова для выражения индивидуального мнения в рассуждении [7, с. 165].
В центре построения связного высказывания находится формирование умений использовать различные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), ознакомление со структурой различных наборов высказываний - рассказ, описание, рассуждение и объяснения.
Рассказ (повествование) является одной из форм монологической речи. Это текст, в котором предложения находятся в отношении последовательности, выраженной соотнесенности модальных планов. Она состоит из трех частей - завязки, кульминации, развязки.
Описание - это специальный текст, который начинается названием предмета или объекта; дальше подаются признаки, свойства, качества, действия; завершает описание итоговая фраза, которая дает оценку предмета или передает отношение к нему.
Рассуждение - это высказывание, в которое входят причинно-следственные конструкции, вопросы, оценка. Оно содержит тезис, доказательства выдвинутого положения и вывод, который из него вытекает.
Объяснительная речь - сложный тип речи, который требует четкой структуры, последовательности.
Анализ научных источников показал, что у детей дошкольного возраста имеются все типы речи: повествование, описание, рассуждение и объяснения. В то же время ученые отмечают, что наиболее развитыми средствами речи являются рассказ и описание, а такие средства, как рассуждение и объяснение требуют обучения, поскольку на этапе дошкольного детства они только зарождаются.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь - это речь, которая доступна для внешнего восприятия, обслуживает процессы коммуникации, взаимодействия между людьми. Внутренняя речь - это скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных образов. В дошкольном возрасте она служит речевым сопровождением игровых действий.
Одной из неотъемлемых составляющих учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении является обучение детей речи. Не надо никому долго объяснять, как важно для человека наличие дара речи. Слово воспроизводит мир внутри самого человека. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим даром. Чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью, надо с ним как можно чаще играть в то, что способствует развитию речи, мышления, фантазии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / Под ред. К.С.Лебединской. - М. : Академия, 1982. - 184 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. --М.Просвещение, 2004. - 136 с.
4. Борякова Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР. Дисс. канд. психол. наук. М., 1983.-180с.
5. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - №3. - С. 9-15.
6. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - № 1. - С. 10-12.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ги т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1982. – С. 244-268.
9. Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием / В.П Глухов. - М: АРКТИ. 2004. - 168 с.
11. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой. В.И. Лубовского. - М. : Просвещение, 1984. - 384 с.
12. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития образцу и словесной инструкции [Текст] / Г.И. Жаренкова // Дефектология. - 1972. -№4. -С. 21-25.
13. Жинкин, Н.И. Язык - речь -творчество [Текст] / Н.И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998.-368 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 1998. - 320 с.
15. Кириченко, Е.И. Задержка психического развития в детском возрасте [Текст] / Е.И. Кириченко. - М. : Академия, 1983. - 274 с.
16. Кондратьева, С.Ю. Комплексные игровые занятия для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5. - С 40-43.
17. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М. : Академия, 2002. – 240 с.
18. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко. СВ. Коноваленко. - М. : Гном, 2003. - 104 с.
19. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Триггер, СП Шевченко. - М. : Школьная Пресса. 2004. - 64 с.
20. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1975. - 256 с.
21. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Владос, 2003. – 304с.
22. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. - Изд. 4-е, стер. -М. :КомКнига, 2007. -312 с.
23. Лопатина Л.В., Иванова О.В., Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР. - СПб.: КАРО, 2007. – 218 с.
24. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии), - М., 1978. – 107 с.
25. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р Лурия. – М., 1979. – 320 с.
26. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психическо¬го развития //Дефектология. -1990. - № 6. -С. 10-17.
27. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология, 1990.-№6.-С. 10-18.
28. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М.: Педагогика, 1974. - 240 с.
29. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. - М. : Школьная пресса, 2003. - 96 С.
30. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. - № 6. - С. 3-9.
31. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития //Дефектология, 1974.- №3.-С. 18-25.
32. Слепович Е.С. Особенности монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович И Дефектология. - 1981 -№1. -С. 68-73.
33. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С Слепович. - Мн. : Нар.аcвета, 1989. -64 с.
34. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978.
35. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М: Педагогика, 1990. - 184 с.
36. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников / Творческий Центр. Сфера. Москва, 2008. – 256 с.
37. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 240 с.
38. Фадина, Г. В., Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: дисс … канд. пед. наук / Г. В. Фадина. – Саратов, 2001. – 194с.
39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. — М.: Просвещение, 2010. — 272 с.
40. Черепкова Н.В., Буйнова Е.В.Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития //VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2014 года[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/562/6514